Для защиты внутреннего рынка при импорте товаров в ЕАЭС может применяться ряд инструментов регулирования внешней торговли. Они направлены против недобросовестного импорта, демпинга, резкого увеличения объема поставок определенной продукции. Их применение — один из механизмов стабилизации экономики. Специалисты компании «СТТ Логистика» рекомендуют учитывать введенные в соответствии с такими мерами ограничения организациям, планирующим участие во внешнеэкономической деятельности.
Они могут применяться при соблюдении следующих условий:
В этом случае в соответствии с Договором о ЕАЭС и Приложением №8 к нему может быть инициирована процедура применения защитных мер. Решение о том, какие именно меры будут назначены, а также решения об их отмене или изменении принимает ЕЭК. Для этого комиссия проводит специальное расследование, которое должно подтвердить, что ввоз тех или иных товаров действительно причиняет ущерб производителям в определенной отрасли.
Одной из основных угроз национальному рынку считается демпинг. Это занижение стоимости импортируемого товара настолько, что она становится ниже цен на производимые внутри страны аналогичные товары. Демпинг допустим до тех пор, пока он не причиняет вреда национальным производителям. Если из-за него появляется угроза причинения ущерба, для защиты внутреннего рынка могут вводиться дополнительные таможенные пошлины, устанавливаться ценовые обязательства.
Такие меры можно вводить на срок до 5 лет, а затем продлевать, если угроза национальным производителям сохраняется. В особых случаях защищать внутренний рынок можно с помощью предварительных антидемпинговых пошлин или обязательств. Они вводятся еще до завершения расследования на срок до 6 месяцев при условии, что есть основания полагать, что национальному рынку причиняется серьезный ущерб.
Среди мер защиты внутреннего рынка именно антидемпинговые являются самыми распространенными. Они вводятся в несколько этапов:
Тем, кто осуществляет импорт товаров, в отношении которых могут применяться меры защиты от демпинга, важно активно участвовать в расследовании. Для этого нужно отслеживать его ход, пройти регистрацию в качестве заинтересованной стороны, заполнять вопросники, принимать участие в слушаниях и консультациях.
Национальные производители могут претендовать на субсидии в виде налоговых льгот, специальных условий кредитования, прямых переводов денежных средств, а также в других формах, если доказано, что импорт товаров причиняет им ущерб. Субсидии могут быть специфическими (например, непропорционально разделенными или предоставленными только определенным получателям).
С помощью субсидий государство может поддержать национальных производителей, но иногда компенсационные меры закрывают доступ на рынок для импортных товаров. Так происходит, если в результате субсидирования национальные товары получают настолько сильные преимущества (как правило, ценовые), что импорт не может с ними конкурировать.
Компенсационные меры отличаются от субсидирования. Они направлены на борьбу с несправедливой конкуренцией и вводятся в ответ на субсидирование. Если зарубежный производитель пользуется субсидиями и получает благодаря им конкурентное преимущество, импорт его товаров может угрожать национальной промышленности. Чтобы устранить полученное в результате субсидирования конкурентное преимущество, вводятся компенсационные меры. Это — дополнительные пошлины, которые могут вводиться на пятилетний срок (возможно продление после пересмотра). Пока комиссия не завершила расследование, возможно введение предварительных мер на срок до 4 месяцев. Вместо пошлин импортеров могут обязать изменить экспортные цены либо ограничить использование субсидий.
Они вводятся, если резко увеличиваются объемы импорта определенного товара при условии, что это создает угрозу национальным производителям. Для введения таких мер проводят расследование. По его результатам на срок до 4 лет могут вводиться следующие меры:
Размеры квот или пошлин должны быть достаточными, чтобы устранить влияние увеличившихся объемов импорта. Расследование инициируют национальные производители, на чью деятельность влияет увеличение объемов поставок из-за рубежа. До завершения расследования ЕЭК имеет право ввести предварительную специальную пошлину на срок до 4 месяцев. В случае, если после этого специальные защитные меры не будут приняты, излишне уплаченные средства возвращаются импортерам.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ