В мировой торговле появляются новые тенденции, которые меняют пути перемещения товаров между странами. Для России важно развивать участок международного транспортного коридора «Восток-Запад», который ориентирован на страны Юго-Восточной Азии. Также актуальным станет развитие коридора «Север-Юг».
Понятие «международный транспортный коридор» активно используется в транспортной и логистической литературе, несмотря на отсутствие юридического статуса. Оно встречается в документах национальных правительств и международных организаций, включая ООН. Под этим понятием обычно понимают маршрут или совокупность маршрутов, проходящих через несколько стран и связывающих грузопотоки.
Транспортный коридор «Восток-Запад» и МТК «Север-Юг» были утверждены на II Евроазиатской конференции по транспорту в 2000 году. Коридор «Восток-Запад» должен был соединить Юго-Восточную Азию с Европой через Россию, Монголию и Казахстан, но сейчас он существует только на бумаге. МТК «Север-Юг» проходит по территории России и подписали его Россия, Иран, Индия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан и 14 других стран. Эти коридоры являются основными направлениями развития в последние несколько лет.
Для доставки товаров из Китая в Европу используются разные пути: Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, железнодорожные и автомобильные трассы через Казахстан. С начала 2022 года значение этого коридора для России изменилось. Из-за переориентации торговли на Восток стали более актуальными участки коридора, соединяющие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Это подтверждается статистикой. В 2023 году через железнодорожные погранпереходы перевезено 161 млн тонн грузов, что на 36% больше, чем в 2022 году. В январе 2024 года железнодорожные перевозки выросли в полтора раза. Оборот дальневосточных портов в прошлом году достиг 238,1 млн тонн, что на 4,5% больше, чем в 2022-м.
В перспективе перевозки в направлении Азии будут расти, но в начале 2024 года их сдерживает дефицит пропускных мощностей Восточного полигона: Транссиба и БАМа. Сейчас они способны пропустить лишь только половину грузов, которые могут перевалить дальневосточные порты. РЖД активно работает над устранением узких мест, и к 2032 году пропускная способность дорог вырастет до 255 миллионов тонн в год.
МТК «Север-Юг» соединяет страны Южной Азии с Европой через Каспийский регион. У этого коридора три основных маршрута: восточный, западный и центральный, Транскаспийский. Его развитие было заявлено как стратегически важная задача, но системных инвестиций не было. Изменения начались в 2022 году, когда стали актуальны торговые отношения со странами Прикаспийского региона, и продолжились в 2023-м. Российские порты на Каспийском море Оля, Астрахань и Махачкала обработали 7,8 млн тонн грузов, что на 29% больше, чем в 2022 году.
В январе 2024 года общий грузооборот российских терминалов снизился на 6,2% по сравнению с январём 2023 года. Однако каспийские порты, напротив, увеличили грузооборот.
Евразийский банк развития сделал прогноз развития транспортно-логистического коридора «Север-Юг». По его данным, к 2030 году грузопоток через этот коридор составит от 325 до 662 тысяч TEU. Ожидается и увеличение грузопотока номенклатур, которые не могут быть упакованы в контейнеры. Этот прогноз имеет все шансы сбыться, благодаря росту ВВП в экономиках прикаспийских государств и соседних стран.
Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры в международном транспортном коридоре «Север-Юг» находятся на высоком уровне. Иран, Казахстан и Россия увеличивают пропускную способность каспийских портов (сначала Оля, Бендер-Аббаса и Атырау). В России также ведутся работы по углублению Волго-Каспийского канала, что позволит судам класса «река-море» перевозить грузы из иранских портов в европейские страны.
Геополитическая ситуация также влияет на интерес бизнеса и государств к международному транспортному коридору «Север-Юг» (альтернатива морской перевозке через Красное море и Суэцкий канал). Последний в 2023 году стал нестабильным регионом по безопасности судоходства, и даже если конфликты быстро улягутся, риски останутся. Поэтому инвестиции в «Север-Юг» будут продолжаться.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ