С 2022 года в транспорте и логистике начали преобладать импортозамещение, переориентация на Восток и цифровая трансформация. Большая часть экспорта формируется в центральной России, а импортные товары поступают в основном из азиатских дружественных государств. Для обеспечения бесперебойного движения товаров, включая транзитные, нужно улучшать состояние дорог, строить логистические центры и расширять пропускные пункты на границе.
Для решения этих задач разработаны новые национальные проекты: «Инфраструктура для жизни» и «Развитие транспортной инфраструктуры» (на их финансирование заложено 14 трлн руб. до 2030 г.).
Минтранс сообщил, что около 60% средств будет направлено на расширение железных дорог – на развитие Восточного полигона (Транссиб и БАМ), транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» и выходов к портам Северо-Запада, Азовского и Черного моря. Также будут выделены деньги на создание высокоскоростных железных дорог между регионами и развитие ж/д инфраструктуры Центрального транспортного узла.
Следующим по объемам финансирования идет строительство автодорог (на это планируется израсходовать более 3 трлн руб.) и приведение других автомобильных дорог в нормативное состояние.
На развитие морских портов хотят выделить более 330 млрд руб., на строительство и реконструкцию аэровокзалов и аэродромов — 350 млрд руб.
Много внимания сейчас уделяется развитию международных транспортных коридоров (МТК) «Восток — Запад» и «Север — Юг». Первый соединяет Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и РФ, а второй — морские порты Санкт-Петербурга и Мумбаи (Индия). В рамках развития этих МТК Россия выделяет деньги не только внутри страны: так Ирану на достройку ж/д путей будет выделен кредит в 1,3 млрд евро (для доступа в крупнейший иранский порт Бендер-Аббас, через который товары попадают, в том числе в Афганистан, Пакистан и Индию).
В МТК «Восток — Запад» продолжают стройку автомагистрали М-12 (сейчас по ней можно добраться до Казани, до конца 2024 года ее продлят до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени). С 2025 года стартует новая фаза развития Восточного полигона (БАМ и Транссиб), благодаря которой объем экспорта к 2036 году увеличится с 180 до 270 млн тонн.
В экспорте/импорте доля морских перевозок в РФ занимает около 60%, и их объем постоянно растет. Но сейчас все мощности уже загружены, в том числе из-за ограниченной пропускной способности подвозных железных дорог. После увеличения этих мощностей и увеличения флота ледоколов можно перераспределить часть перевозок с Восточного полигона на Северный морской путь (СПМ). Добиться лучших результатов можно, в том числе путем создания мультимодальных речных хабов, модернизации и увеличения речного флота буксиров, сухогрузов.
Сегодня в логистике и перевозках не хватает работников, а роботизация и цифровизация могут отчасти решить эту проблему. К примеру, транспортно-логистическая компания FESCO внедряет искусственный интеллект во Владивостокском морском торговом порту, на основе ИИ создает электронного помощника для международных и внутренних экипажей. В РЖД на данном этапе работает 28 систем на основе ИИ — например, для ответа на обращения клиентов в системе обработке обращений, в системе речевых пометок машинистов, в технологии «Виртуальная сцепка» и т.д.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ