Коллаборация – новые реалии сотрудничества. Напишите нам, чтобы узнать больше.

Международные транспортные коридоры 2024

В мировой торговле появляются новые тенденции, которые меняют пути перемещения товаров между странами. Для России важно развивать участок международного транспортного коридора «Восток-Запад», который ориентирован на страны Юго-Восточной Азии. Также актуальным станет развитие коридора «Север-Юг».

Понятие «международный транспортный коридор» активно используется в транспортной и логистической литературе, несмотря на отсутствие юридического статуса. Оно встречается в документах национальных правительств и международных организаций, включая ООН. Под этим понятием обычно понимают маршрут или совокупность маршрутов, проходящих через несколько стран и связывающих грузопотоки.

Транспортный коридор «Восток-Запад» и МТК «Север-Юг» были утверждены на II Евроазиатской конференции по транспорту в 2000 году. Коридор «Восток-Запад» должен был соединить Юго-Восточную Азию с Европой через Россию, Монголию и Казахстан, но сейчас он существует только на бумаге. МТК «Север-Юг» проходит по территории России и подписали его Россия, Иран, Индия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан и 14 других стран. Эти коридоры являются основными направлениями развития в последние несколько лет.

Грузовые ж/д вагоны

Международный транспортный коридор «Восток-Запад»

Для доставки товаров из Китая в Европу используются разные пути: Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, железнодорожные и автомобильные трассы через Казахстан. С начала 2022 года значение этого коридора для России изменилось. Из-за переориентации торговли на Восток стали более актуальными участки коридора, соединяющие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Это подтверждается статистикой. В 2023 году через железнодорожные погранпереходы перевезено 161 млн тонн грузов, что на 36% больше, чем в 2022 году. В январе 2024 года железнодорожные перевозки выросли в полтора раза. Оборот дальневосточных портов в прошлом году достиг 238,1 млн тонн, что на 4,5% больше, чем в 2022-м.

В перспективе перевозки в направлении Азии будут расти, но в начале 2024 года их сдерживает дефицит пропускных мощностей Восточного полигона: Транссиба и БАМа. Сейчас они способны пропустить лишь только половину грузов, которые могут перевалить дальневосточные порты. РЖД активно работает над устранением узких мест, и к 2032 году пропускная способность дорог вырастет до 255 миллионов тонн в год.

Международный транспортный коридор «Север-Юг»

МТК «Север-Юг» соединяет страны Южной Азии с Европой через Каспийский регион. У этого коридора три основных маршрута: восточный, западный и центральный, Транскаспийский. Его развитие было заявлено как стратегически важная задача, но системных инвестиций не было. Изменения начались в 2022 году, когда стали актуальны торговые отношения со странами Прикаспийского региона, и продолжились в 2023-м. Российские порты на Каспийском море Оля, Астрахань и Махачкала обработали 7,8 млн тонн грузов, что на 29% больше, чем в 2022 году.

В январе 2024 года общий грузооборот российских терминалов снизился на 6,2% по сравнению с январём 2023 года. Однако каспийские порты, напротив, увеличили грузооборот.

Евразийский банк развития сделал прогноз развития транспортно-логистического коридора «Север-Юг». По его данным, к 2030 году грузопоток через этот коридор составит от 325 до 662 тысяч TEU. Ожидается и увеличение грузопотока номенклатур, которые не могут быть упакованы в контейнеры. Этот прогноз имеет все шансы сбыться, благодаря росту ВВП в экономиках прикаспийских государств и соседних стран.

Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры в международном транспортном коридоре «Север-Юг» находятся на высоком уровне. Иран, Казахстан и Россия увеличивают пропускную способность каспийских портов (сначала Оля, Бендер-Аббаса и Атырау). В России также ведутся работы по углублению Волго-Каспийского канала, что позволит судам класса «река-море» перевозить грузы из иранских портов в европейские страны.

Геополитическая ситуация также влияет на интерес бизнеса и государств к международному транспортному коридору «Север-Юг» (альтернатива морской перевозке через Красное море и Суэцкий канал). Последний в 2023 году стал нестабильным регионом по безопасности судоходства, и даже если конфликты быстро улягутся, риски останутся. Поэтому инвестиции в «Север-Юг» будут продолжаться.

Оставить заявку на расчет или консультацию

Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ

Вид транспорта
Описание груза
Дополнительные услуги
Дополнительная информация

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.