Из-за проблем с железнодорожной доставкой в России все больше грузоотправителей выбирают автотранспорт. По данным Росстата, в 2024 году объем перевозок автомобилями вырос на 8,3% и достиг 7 млрд тонн, в то время как железная дорога потеряла 4,2%, опустившись до 1,19 млрд тонн. Общий объем грузоперевозок увеличился на 5,5% — до 9,4 млрд тонн.
Сеть РЖД уже 15 месяцев подряд показывает падение, особенно по таким важным направлениям, как уголь, нефть, зерно лесоматериалы. Снижаются как внутренние перевозки (–4,3%), так и экспорт (–4,1%). Импорт упал сильнее всего — на 7,5%. Главные причины: ограниченные мощности Восточного полигона (БАМ и Транссиб), дефицит локомотивов, бригад, ремонтные работы и сложности с логистикой.
С восточного направления невозможно вывозить запланированные объемы — за январь–октябрь 2024 года «застряли» 80 млн тонн. Пропускная способность на восточных погранпереходах в 4–6 раз ниже заявленного спроса. Хотя правительство одобрило масштабную модернизацию БАМа и Транссиба на 3,7 трлн руб., улучшения требуют времени.
РЖД индексировала тарифы на 12%, а средняя скорость грузового поезда упала до 35,7 км/ч. Отрасль страдает от нехватки более 2,5 тыс. машинистов, особенно на Дальнем Востоке. Это замедляет доставку, повышает издержки, делая железную дорогу менее привлекательной.
Фуры выигрывают за счет скорости: контейнер из Китая до Москвы по железной дороге идет до 30–55 дней, тогда как автотранспорт доставляет его за 20. Несмотря на более высокую цену ($10 тыс. против $6 тыс. морем или ж/д), автодоставка оказывается выгоднее с точки зрения времени. Это, наряду с ростом параллельного импорта, приводит к росту автоперевозок между РФ и Китаем — +70% за год.
Тем не менее, автоперевозчики сталкиваются с ростом издержек — стоимость лизинга, запчастей и топлива резко выросла. По прогнозам, в 2025 году с рынка может уйти до 15% компаний, а тарифы вырастут на 20%. Это приведет к удорожанию товаров и услуг.
По наблюдению сотрудников таможенного брокера «СТТ Логистика», автотранспорт стал главной опорой грузовой логистики в 2024 году, вытесняя железную дорогу из-за ее инфраструктурных и кадровых проблем. Однако устойчивый рост автоперевозок сопровождается ростом расходов и рисками для участников рынка.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ