Коллаборация – новые реалии сотрудничества. Напишите нам, чтобы узнать больше.

Логистика 2025: кто зарабатывает на изменении маршрутов поставок

От роста к падению: как трансформируется рынок

Рынок логистики в 2025 году демонстрирует крайне нестабильную динамику. Ситуация меняется буквально ежемесячно. В начале года в выигрыше оказывались все участники рынка — за исключением экспедиторов. Автоперевозчики устанавливали высокие ставки, особенно на маршрутах с Дальнего Востока в столицу. Владельцы транспорта извлекали прибыль из-за длительного простоя вагонов. Ограничение количества вагонов со стороны РЖД привело к нехватке нужного транспорта — приходилось грузить что есть, а не то, что нужно.

Экспедиторы при этом оказались в наименее выгодном положении: их маржа таяла из-за роста расходов и давления со стороны заказчиков, ожидающих выполнения условий договора и приемлемых цен.

Весной обстановка изменилась — и не самым удачным образом. Отечественные логисты стали терять грузы: компании из Средней Азии предложили более привлекательные варианты. Например, перевозчики из Китая снизили ставки на 35–40%, отвоевывая долю рынка. Особенно сильно пострадал сектор, связанный с железной и морской дорогой — привычные пути потеряли эффективность, а новые еще не вышли на необходимый уровень. К середине лета ситуация с китайскими компаниями стабилизировалась, но на арену вышли компании из стран ЕАЭС. С начала марта 2025 года они получили возможность работать внутри России (вступило в силу разрешение на каботажные перевозки для таких компаний). Их себестоимость ниже, что позволяет им предлагать более низкие цены и активно демпинговать.

Динамика погрузки грузов и грузооборота по сети РЖД

Параллельно в отрасли наблюдается спад: в июне погрузка по РЖД упала до 89,3 млн тонн — это один из самых низких показателей за последние годы. Причины — в совокупности из-за высокой ключевой ставки снизила спрос, промышленные предприятия сократили производство, а поставщики сырья — объемы отгрузки. Это спровоцировало дефицит груза и падение загрузки транспорта. Тарифы на перевозки растут, но значительно медленнее, чем издержки самих логистических компаний. Рост выручки не ведет к росту прибыли: расходы, включая транзакционные издержки, значительно увеличились. Перестройка логистических цепочек и сложности с расчетами удорожают перевозки, но в рамках заключенных соглашений скорректировать цены в сторону фактических затрат почти невозможно. Тем не менее, некоторые позитивные сигналы появляются. Индекс ATI.SU (отражающий стоимость перевозок) за последние 4 недели увеличился на 1,6%, а за три месяца — на 8,6% (по состоянию на июль 2025 года).

Индекс ATI.SU FTL РФ

Перспективные маршруты

Каким будет дальнейшее развитие логистики — однозначно сказать сложно. Тем не менее, можно выделить направления, которые уже начинают демонстрировать потенциал. Санкционная политика сместила вектор логистических маршрутов в сторону Юго-Восточной Азии. Это направление активно развивается, но и конкуренция там высокая.

Один из стратегических проектов — развитие Севморпути. Однако результативность ограничивается сезонностью и значительными издержками.

Другой перспективный маршрут — МТК «Север–Юг», соединяющий Россию с Ираном, Индией, Шри-Ланкой и другими странами Персидского залива. Здесь есть потенциал, но сложность в согласовании перевозок между всеми участниками маршрута. В перспективе каждый из этих маршрутов может стать рентабельным и обеспечить доход на каждом этапе перемещения груза по новой географии.

Перспективные направления

Как выжить в меняющихся условиях

Сегодня на рынке наблюдаются не просто трудности — происходит трансформация всей логистической модели. Надежда на то, что «все наладится», скорее всего, обманчива. Новая реальность требует новых подходов.

Отрасль вступает в период естественного отбора. Первые, кто уйдет с рынка — компании, не готовые к изменениям, использующие устаревшие методы и не способные адаптироваться юридически и финансово. Особенно уязвимы те, кто держит технику для имиджа, а не ради эффективности. Выживать будут гибкие и адаптивные компании. Те, кто готов к пересмотру бизнес-модели, откажется от убыточных направлений, выстроит надежные юридические и финансовые процессы.

Перемены носят долгосрочный характер. Следующее десятилетие принесет цифровизацию, развитие автономных перевозок и алгоритмических закупок. Компании, продолжающие работать по «старинке», рискуют исчезнуть с карты рынка. Ключевое качество успешного игрока — это гибкость. Клиенты хотят надежности, но сами условия поставок меняются почти каждый месяц. Задача логиста — не просто довезти груз, а сделать это максимально удобно и эффективно для заказчика, независимо от сложности маршрута. Победителями станут те, кто сможет прогнозировать тренды, оптимизировать расходы и обеспечить клиенту прозрачность и выгоду. Остальные будут вынуждены довольствоваться второстепенными ролями в этой новой, высококонкурентной системе.


Оставить заявку на расчет или консультацию

Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ

Вид транспорта
Описание груза
Дополнительные услуги
Дополнительная информация
Отправить

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.