Рынок логистики в 2025 году демонстрирует крайне нестабильную динамику. Ситуация меняется буквально ежемесячно. В начале года в выигрыше оказывались все участники рынка — за исключением экспедиторов. Автоперевозчики устанавливали высокие ставки, особенно на маршрутах с Дальнего Востока в столицу. Владельцы транспорта извлекали прибыль из-за длительного простоя вагонов. Ограничение количества вагонов со стороны РЖД привело к нехватке нужного транспорта — приходилось грузить что есть, а не то, что нужно.
Экспедиторы при этом оказались в наименее выгодном положении: их маржа таяла из-за роста расходов и давления со стороны заказчиков, ожидающих выполнения условий договора и приемлемых цен.
Весной обстановка изменилась — и не самым удачным образом. Отечественные логисты стали терять грузы: компании из Средней Азии предложили более привлекательные варианты. Например, перевозчики из Китая снизили ставки на 35–40%, отвоевывая долю рынка. Особенно сильно пострадал сектор, связанный с железной и морской дорогой — привычные пути потеряли эффективность, а новые еще не вышли на необходимый уровень. К середине лета ситуация с китайскими компаниями стабилизировалась, но на арену вышли компании из стран ЕАЭС. С начала марта 2025 года они получили возможность работать внутри России (вступило в силу разрешение на каботажные перевозки для таких компаний). Их себестоимость ниже, что позволяет им предлагать более низкие цены и активно демпинговать.
Параллельно в отрасли наблюдается спад: в июне погрузка по РЖД упала до 89,3 млн тонн — это один из самых низких показателей за последние годы. Причины — в совокупности из-за высокой ключевой ставки снизила спрос, промышленные предприятия сократили производство, а поставщики сырья — объемы отгрузки. Это спровоцировало дефицит груза и падение загрузки транспорта. Тарифы на перевозки растут, но значительно медленнее, чем издержки самих логистических компаний. Рост выручки не ведет к росту прибыли: расходы, включая транзакционные издержки, значительно увеличились. Перестройка логистических цепочек и сложности с расчетами удорожают перевозки, но в рамках заключенных соглашений скорректировать цены в сторону фактических затрат почти невозможно. Тем не менее, некоторые позитивные сигналы появляются. Индекс ATI.SU (отражающий стоимость перевозок) за последние 4 недели увеличился на 1,6%, а за три месяца — на 8,6% (по состоянию на июль 2025 года).
Каким будет дальнейшее развитие логистики — однозначно сказать сложно. Тем не менее, можно выделить направления, которые уже начинают демонстрировать потенциал. Санкционная политика сместила вектор логистических маршрутов в сторону Юго-Восточной Азии. Это направление активно развивается, но и конкуренция там высокая.
Один из стратегических проектов — развитие Севморпути. Однако результативность ограничивается сезонностью и значительными издержками.
Другой перспективный маршрут — МТК «Север–Юг», соединяющий Россию с Ираном, Индией, Шри-Ланкой и другими странами Персидского залива. Здесь есть потенциал, но сложность в согласовании перевозок между всеми участниками маршрута. В перспективе каждый из этих маршрутов может стать рентабельным и обеспечить доход на каждом этапе перемещения груза по новой географии.
Сегодня на рынке наблюдаются не просто трудности — происходит трансформация всей логистической модели. Надежда на то, что «все наладится», скорее всего, обманчива. Новая реальность требует новых подходов.
Отрасль вступает в период естественного отбора. Первые, кто уйдет с рынка — компании, не готовые к изменениям, использующие устаревшие методы и не способные адаптироваться юридически и финансово. Особенно уязвимы те, кто держит технику для имиджа, а не ради эффективности. Выживать будут гибкие и адаптивные компании. Те, кто готов к пересмотру бизнес-модели, откажется от убыточных направлений, выстроит надежные юридические и финансовые процессы.
Перемены носят долгосрочный характер. Следующее десятилетие принесет цифровизацию, развитие автономных перевозок и алгоритмических закупок. Компании, продолжающие работать по «старинке», рискуют исчезнуть с карты рынка. Ключевое качество успешного игрока — это гибкость. Клиенты хотят надежности, но сами условия поставок меняются почти каждый месяц. Задача логиста — не просто довезти груз, а сделать это максимально удобно и эффективно для заказчика, независимо от сложности маршрута. Победителями станут те, кто сможет прогнозировать тренды, оптимизировать расходы и обеспечить клиенту прозрачность и выгоду. Остальные будут вынуждены довольствоваться второстепенными ролями в этой новой, высококонкурентной системе.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ