- Главная
- Полезная информация
- Общая информация
- Термины Incoterms 2020
Термины Incoterms 2020
Инкотермс — словарь торговых терминов, определяющих международные правила внешней торговли. В основном они касаются распределения рисков и ответственности, связанной со страхованием, доставкой, таможенным оформлением, между продавцом и покупателем. Правила Incoterms применяются только при внешнеторговых сделках (купля, продажа). Сотрудники компании «СТТ Логистика» отмечают, что использование этих терминов не является обязательным, но если они прописаны в договоре, определить условия сделки проще.
Правила Incoterms обновляются каждые десять лет и представлены в нескольких версиях. Incoterms 2020 — самая последняя их редакция. Она применяется с начала 2020 года, но при этом не отменяет редакции Incoterms 2000 и 2010. По этой причине при составлении контракта нужно не только указывать термин Инкотермс, соответствующий условиям сделки, но и уточнять редакцию, в соответствии с которой нужно его трактовать.
Правила Incoterms регулируют следующие условия сделки:
- Распределение связанных с доставкой расходов. Во внешнеторговом контракте оговаривается, кто оплачивает перевозку. Иногда транспортные расходы несут обе стороны: например, продавец обязуется доставить товар до склада консолидации или порта, а покупатель организует его дальнейшую перевозку.
- Переход рисков и ответственности. Важно определить, до какого момента за товар отвечает продавец, когда ответственность начинает нести покупатель.
- Передача товара. Контракт определяет, как именно, в какой момент она будет выполняться. Условия могут быть почти любыми: например, в одном случае представитель продавца может забрать груз прямо с производства, а в другом — поставщику нужно будет доставить партию до определенной точки.
Инкотермс не заменяют внешнеторгового контракта, не касаются стоимости, количества товара, условий его продажи или других аспектов, не связанных с логистическими вопросами. При этом они позволяют четко определить права, обязанности, распределение рисков и расходов между поставщиком и покупателем в отношении доставки, погрузки, страхования, складской обработки, таможенного оформления.
Каждый из терминов Incoterms подробно описывает определенные условия поставки и состоит из двух разделов по 10 пунктов: A и B (применимы к продавцу и покупателю соответственно). В разделах последовательно перечислены следующие условия:
- общие обязанности;
- организация доставки, приемки;
- момент перехода рисков;
- условия перевозки;
- организация страхования;
- подготовка транспортных и иных сопроводительных документов;
- растаможка;
- складская обработка груза, включая его проверку, маркировку, упаковку;
- порядок распределения расходов;
- уведомления.
Новое в правилах Инкотермс 2020
Правила Incoterms 2020, как и прежние версии, описывают 11 стандартных базисов поставок. Семь из них применимы для любого транспорта:
- EXW. В контракте оговаривается место, в котором товар будет передан продавцу (или нанятому им перевозчику). В момент передачи считается, что поставщик исполнил свои обязанности по поставке. Далее погрузку, перевозку, экспорт и импорт осуществляет покупатель.
- FCA. Поставщик отгружает товар перевозчику продавца в своем помещении либо доставляет груз до указанного в контракте места.
- CPT. Доставка осуществляется до места, определенного контактом, и после этого ответственность поставщика прекращается, а все риски несет покупатель. Далее груз доставляется нанятым им перевозчиком.
- CIP. Предполагает, что продавец оплачивает страхование, организует доставку в точку, указанную в договоре. После доставки, в момент, когда груз передается перевозчику покупателя, поставщик больше не отвечает за груз.
- DAP. Продавец оплачивает поставку до места назначения, которым может быть любая указанная в договоре точка. Когда груз поступает в распоряжение покупателя, к нему также переходит ответственность за перевозку и сохранность партии.
- DPU. Поставщик обеспечивает перевозку груза до указанной точки, а также разгрузку. В момент, когда товар выгружен и передан покупателю, поставка считается завершенной.
- DDP. Передача груза, рисков, ответственности происходит после таможенного оформления и перевозки партии до указанного в контракте адреса. Продавец организует перевозку, обеспечивает растаможку и доставку товара с его подготовкой к выгрузке.
Еще четыре базиса являются специализированными и применяются только для водного или морского транспорта:
- FOB. В контракте указывается порт, в котором покупатель должен зафрахтовать судно. Условия поставки предполагают, что продавец доставит товар и выгрузит его на борт. С момента размещения на борту ответственность переходит от поставщика к покупателю.
- FAS. Товар поставляется к зафрахтованному кораблю, выгружается рядом с ним и передается покупателю. В этот момент прекращается ответственность поставщика. Погрузку на борт покупатель обеспечивает самостоятельно.
- CFR. Продавец фрахтует судно до согласованного в договоре порта назначения, доставляет, загружает партию на борт. Поставка выполнена, когда судно с грузом прибывает в порт. Страховать его поставщик не обязан, и покупателю лучше самому оформить страхование.
- CIF. Продавец обеспечивает фрахт, доставку, погрузку на борт и страхование. Обязанности исполнены при прибытии груза на судне в порт назначения.
Новая редакция правил Incoterms содержит следующие изменения:
- Пересмотрены условия FCA. Это базис применяется чаще других, потому что место поставки в этом случае можно выбирать без ограничений. При этом его редко выбирали при морских перевозках из-за того, что продавцу не выдавался коносамент, и он не мог подтвердить исполнение обязательств. Теперь покупатель, фрахтующий судно, может дать морскому перевозчику инструкцию о выдаче коносамента поставщику.
- Базис DAT переименован в DPU — место выгрузки теперь может быть любым, тогда как в предыдущей версии им мог быть только терминал (крытая площадка или склад).
- Для CIP определены новые требования к страховому покрытию. Для поставщика добавлена обязанность страхования груза со страховым покрытием максимально возможного размера (страховая сумма не менее 110% от стоимости груза). Это не всегда обязательно: в договоре могут быть прописаны другие условия страхования.
Новая редакция допускает использование поставщиком принадлежащего ему транспорта при организации доставки. Также более детализированными стали пункты, касающиеся распределения расходов, требований безопасности при организации поставок и расходов, связанных с их исполнением, обязанностей по таможенному оформлению груза.