Порядок таможенного оформления импорта коммерческих грузов регламентирован Таможенным кодексом ЕАЭС. Все связанные с ним процедуры можно разделить на три основных этапа: подготовку к оформлению, прибытие груза на таможню и само оформление, которое начинается после подачи декларации. У каждого из этапов есть особенности.
Она начинается еще до прибытия груза на границу. Чтобы он был оформлен как можно быстрее, важно правильно подготовить документы. Их проверяют, запрашивают или оформляют недостающие бумаги. Для растаможки могут понадобиться документы следующих видов:
Еще до начала оформления нужно определить код ТН ВЭД и таможенную стоимость груза. Классификация по ТН ВЭД выполняется, чтобы определить ставки пошлин, размер НДС, наличие льгот или дополнительных требований при растаможке товара. При классификации его относят к определенной товарной категории, и важно определить ее как можно точнее, однозначно, так, чтобы таможня не смогла ее оспорить. Таможенная стоимость рассчитывается как цена сделки, суммированная с транспортными, страховыми и некоторыми другими расходами, которые импортер понес до прибытия груза на таможню. Эта стоимость является основой, базой, от которой исчисляются обязательные платежи. Зная код ТН ВЭД и таможенную стоимость товара, можно заранее рассчитать примерный размер сборов, пошлин и налогов.
До поступления груза на терминал нужно проверить баланс единого лицевого счета импортера в системе ФТС. Баланс заранее пополняют так, чтобы его остатка хватило на выполнение обязательных платежей с учетом возможного колебания курса валют.
Декларант направляет таможне уведомление о планируемом прибытии груза. При этом декларацию можно подавать позже: не одновременно с доставкой товара на терминал и не сразу после нее. До подачи декларации можно провести сертификацию и осмотр груза.
Требования по сертификации устанавливает ряд нормативных актов, для каждого кода ТН ВЭД они являются своими. Так, сертификаты соответствия нужны только для товаров, указанных в постановлении Правительства РФ №982 от 01.12.2009. Требования о фитосанитарном контроле устанавливает Решение Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016. Почти всегда сертификаты оформляют заранее или получают у производителя вместе с товаром, но в некоторых случаях сертификация проводится после поставки груза на таможню. Так делают, например, при фитоконтроле, отбирая образцы товара из транспортного средства. Лабораторные тесты и подготовка акта фитоконтроля обычно занимает всего несколько часов, поэтому сертификация ненамного увеличивает срок оформления.
Осмотр является частью предварительного контроля. Он может проводиться по запросу декларанта или по инициативе инспектора. Его организуют, чтобы проверить правильность маркировки товара, проконтролировать состав партии.
Процедура оформления начинается после подачи декларации. Ее сопровождают комплектом документов. Весь документооборот ведется в электронном виде, с помощью специальных программ, с использованием электронной цифровой подписи декларанта. Получив электронные документы, таможня начинает проверку.
Первой оценивают правильность заполнения декларации: во всех графах должны стоять правильные значения, декларацию должен сопровождать полный набор документов. Эта проверка частично автоматизирована, и сразу после ее начала с принадлежащего импортеру лицевого счета за оформление списывается таможенный сбор.
Декларации присваивается номер, после чего выполняется автоматическая проверка рисков. Система управления рисками оценивает вероятность нарушения законодательства. При «срабатывании» тех или иных рисков инспектор получает информацию о том, какую дополнительную проверку он должен провести. Кроме того, часть дополнительных проверок назначается случайным образом.
Инспектор также проверяет декларацию вручную, контролируя следующие основные параметры:
Если есть признаки ошибок, нарушений при оформлении документов, если товар описан с неточностями или не полностью, инспектор проводит досмотр. Если по результатам досмотра никаких нарушений или несоответствий не выявлено, разрешается выпуск товара в свободное обращение.
Сроки выпуска товаров определяет ст. 19 ТК ЕАЭС. Они составляют от четырех часов, но могут быть увеличены. Для отдельных этапов процедуры установлены специальные ограничения по срокам:
Срок оформления может увеличиваться в случае, если при проверке документов или проведении досмотра будут выявлены неточности или нарушения законодательства. Таможенный брокер «СТТ Логистика» рекомендует тщательно проверять документы, своевременно вносить платежи и не допускать искажения данных, чтобы исключить задержки груза на границе.
Мы также предлагаем следующие услуги: доставка сборных грузов, складская логистика, аутсорсинг внешнеэкономической деятельности.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ